Начинающие звукорежиссеры и музыканты часто сталкиваются с необходимостью работать над треками за пределами профессиональной студии звукозаписи.
Наверняка в вашей жизни уже была ситуация, когда вы сводили трек на колонках или в наушниках дома и были удовлетворены результатом. Но как только вы включали его на незнакомой акустической системе, к примеру, будучи в гостях, то понимали, что трек звучит иначе - совсем не так, как во время сведения. Сложно передать словами разочарование и растерянность, которые настигают в этот момент. Но расстраиваться не стоит - у случившегося есть закономерные причины. Для эффективной работы над треками необходимо слышать звук «правильно».
Проведем параллель с работой дизайнера. Представьте, что вам нужно сделать обработку фотографии на мониторе, который недостоверно передает цвета. Как будут развиваться события? Вариантов может быть несколько. Вы не подозреваете о том, что у вашего монитора есть проблемы с цветопередачей. Вам нравится его яркая, сочная картинка, и вы полагаетесь на то, что видите на экране. Второй вариант - вы подозреваете о наличии проблем и пытаетесь обойти их при помощи интуиции. Третий вариант – вы изучили особенности цветопередачи вашего монитора и полагаетесь на опыт.
Во всех трех вариантах работа будет сопряжена с огромным количеством сложностей и непредсказуемым результатом. Нет никакой гарантии, что, получив готовый вариант, ваш заказчик увидит на своем экране реалистичный цвет неба, дерева или кожи у человека, изображенного на фотографии. Все эти сложности связаны лишь с одним фактором: у вас нет инструмента, которому вы можете доверять. Ваш монитор не подходит для профессиональной работы дизайнера.
При работе со звуком ситуация выглядит примерно также. Чтобы слышать звук «правильно» звукорежиссеру нужны профессиональные студийные мониторы (акустические системы, колонки) в акустически подготовленной контрольной комнате. Одно без другого не работает. Любые студийные мониторы взаимодействуют с акустикой помещения, в котором они установлены, поэтому комната - это продолжение звучания мониторов.
Производители студийных мониторов часто публикуют красивые ровные графики АЧХ своей продукции. Но многие не задумываются над тем, что эти графики получены в лабораторных условиях. Важно понять, что даже самые дорогие мониторы в обычной “гудящей” спальне дадут абсолютно непредсказуемый звук, который имеет мало общего с профессиональным студийным контролем. Превращение спальни в студийную контрольную комнату - довольно трудозатратное и дорогое мероприятие. Повесить в комнате несколько звуковых ловушек недостаточно - вам понадобится сделать серьезный ремонт, стоимость которого, скорее всего, будет многократно превышать стоимость ваших студийных мониторов. Это не всегда возможно и целесообразно с финансовой точки зрения, поэтому возникает закономерная идея поискать другие варианты.